Публикации

Курсом модернизации

Из воспоминаний Владимира Михайловича Горина, главного механика ООО «НЗШ ЦМК»: «Свою жизнь с шинным производством я связал сразу после окончания Казанского химико-технологического института, который окончил по специальности «инженер-механик по компрессорным машинам и установкам». В 1978 году устроился мастером по ремонту оборудования участка шприцевания автокамерного цеха НШЗ. Спустя три года мне предложили занять должность механика автокамерного цеха. С 1993 по 1997 годы работал заместителем начальника автокамерного цеха по оборудованию. В 1997 году меня назначили заместителем главного механика завода массовых шин, где я проработал десять лет. С 2008 года занимаю должность главного механика Нижнекамского завода шин ЦМК. Годы работы в автокамерном цехе оказали мне в дальнейшем большую услугу. За 19 лет я здесь состоялся и как специалист, и как руководитель, с достаточным багажом знаний и бесценным опытом работы с людьми. По работе мне очень часто приходится бывать в командировках, в 2001 году я ездил в Ганновер на фирму «Тройстер» принимать современное экструзионное оборудование, в 2003 году нас командировали в Италию в фирму «Комерио» принимать оборудование линии обрезинивания металлокорда (ЛОМК). Сегодня огромное внимание уделяется модернизации оборудования всего шинного комплекса. Не секрет, что на «Нижнекамскшине» есть устаревшее оборудование. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке шин, нужно иметь современное высокоэффективное оборудование. Благодаря инвестициям «Татнефти» такая работа на предприятиях комплекса проводится. Впечатляют закупленные на первом заводе сборочные комплексы МАХХ. Смонтировано по 8 новых гидравлических вулканизационных прессов фирм «Герберт» и «NRM». Считаю, что в перспективе шинный комплекс будет одним из лидирующих предприятий не только на российском, но и зарубежном рынках шин».

Комплекс силен своим единством

Из воспоминаний Рашида Маликова, бывшего заместителя генерального директора ОАО «Нижнекамскшина»: «Сообщения в средствах массовой информации о строительстве в Нижнекамске шинного завода татарстанцами было воспринято как-то по-особенному. Ведь для нашей республики это была новая отрасль промышленности. При возведении нефтехимкомбината в 60-х годах привлекались специалисты с татарстанских предприятий «Казаньоргсинтеза», Менделеевского химкомбината. А вот для строительства шинного завода людей набирали из деревень и соседних городов. Одновременно с их трудоустройством приходилось решать вопрос обеспечения жильем. Уже в 1973 году в распоряжении шинников было 14 общежитий, расположившихся по проспекту Вахитова, на улицах 30 лет Победы и Вокзальная. Но и этого объема жилья порой не хватало. Помню, в том же 1973 году Казанское ПТУ-55 направило на шинный завод несколько групп выпускников. Разместить их было негде. Тогда руководство завода приняло решение заселить молодых работниц в бытовые помещения предприятия. Один из этажей «бытовки» стал общежитием для девушек. В те годы для шинников сдавалось по 30 тысяч квадратных метров жилья в год. Всего в доперестроечные времена шинниками было получено около 1 млн квадратных метров жилья (десятки тысяч квартир). Кроме того, были построены и сданы 22 детских сада, для отдыха детей шинников – пионерский лагерь «Чайка», перестроен из палаточного в стационарный лагерь «Заря». Первой продукцией, сошедшей с конвейера второго завода (ЗГШ), стала покрышка для автомобилей «УРАЛ». В ночь с 21 на 22 апреля 1978 года по всему заводу пронеслась весть о выпуске первой шины. В то утро ни один работник ночной смены не ушел домой вовремя. После торжественного митинга все остались на субботник, чтобы ударным трудом отметить рождение шины. Стоит отметить таких выдающихся тружеников шинного производства, как вулканизаторщик В.Чуков, сборщики Н.Моисеев, В.Комаров, слесарь КИПиА В.Шергин, удостоенный права сфотографироваться у Знамени Победы, и других передовиков, создававших славу шинному комплексу. Несомненно, создание сплоченного и перспективного коллектива – заслуга первого директора завода Николая Александровича Зеленова, который вел правильную кадровую политику, человечно, по-отечески относился к людям». Появление шинного комплекса помогло тысячам татарстанцев овладеть множеством профессий, объединенных под общим названием «шинник», а также благоустроить свою жизнь – создать семью, получить жилье, места в детских учреждениях. Своим рождением, ростом и процветанием нефтехимический комплекс внес огромный вклад в развитие не только Нижнекамска, но и всей республики.

Новый виток развития

Инженером конструкторско-экспериментального отдела Нижнекамского шинного завода Анатолий Фролов начал работать 1 августа 1974 года. В 1978 году его назначили исполняющим обязанности начальника отдела, через год - начальником. Анатолий Фролов вспоминает, что в 2004 году в ОАО «НКШ» был создан научно-технический центр «Кама», в состав которого через полгода вошел отдел с десятью конструкторами. В первые годы работы НТЦ «Кама» осваивались шины, разработанные научно-исследовательским институтом шинной промышленности. Позже, когда коллектив стабилизировался, появился опыт и знания в области разработок, конструкторско-экспериментальный отдел начал сам пробовать свои силы в проектировании шин. Самые первые нижнекамские шины были спроектированы Игорем Александро¬вичем Григорчуком (сегодня работает на-чальником отдела освоения ОАО «НКШ»). Сначала разрабатывались спортивные шины для кроссовых автомобилей КАМАЗ, затем шины для комплектации автомобилей Луцкого автопроизводителя. Потом выиграли тендер на конструирование грузовых шин для КАМАЗов. Это были первые российские широкопрофильные шины с регулируемым давлением. КАМА-1260, сменившая шину диагональной конструкции, до сих пор поставляется на конвейер КАМАЗа и пользуется спросом у потребителей. Затем начали проектировать легковые, сельскохозяйственные шины и дорабатывать по просьбе заказчика уже выпускаемую продукцию. Первые сборочные станки больших размеров запустили в 1977 году. В то время оконные проемы завода практически были не застекленными, поэтому сборщикам приходилось собирать шины на сквоз¬няке, в ватниках и шапках. Резина ведь не теплопроводна, от нее у рабочих руки мерзли. Нижнекамский шинный завод был на виду у всей страны. ВАЗ только запускался, а поскольку НШЗ – его ближайший сосед, комплектацию автозавода Министерство нефтяной и нефтехимической промышленности возложило на нас. Оно не только требовало от нас выполнения плана, но и помогало. Подготовительный цех тогда толком не работал, резину возили в вагонах из Ярославля, Ки¬рова, Воронежа, Барнаула, Омска. Зимой еще как-то удавалось работать с резиной, а вот летом от жары резина растекалась и склеивалась. Тогда целыми сменами снимали людей с основной работы и «ставили» распиливать склеившуюся резину специально приспособленной для этого двуручной пилой. Вот так, не дожидаясь окончания строительства, запускалось производство. Даже кровли не было, но мы продолжали выпускать продукцию, собирать шины. Анатолию Фролову довелось работать с прекрасными специалистами, приехавшими когда-то с родственных предприятий и посвятившими себя становлению и развитию нижнекамского шинного производс¬тва. В их числе В.Меркулов, Л.Овсиенко, В.Балдин, В.Харитоненко, В.Зеленова. Благодаря их труду, мудрым решениям, бесценному опыту и многогранному багажу знаний нижнекамское шинное производство развивалось и по сей день развивается стремительными темпами.

Не место красит человека, а человек место!

Сборщик ОАО «Нижнекамскшина» Павел Сумбаев - один из лучших рабочих нефтехимического комплекса «Татнефти». В его трудовой книжке всего одна запись «принят», сделанная более четырех десятков лет назад. Павел Сумбаев родился и вырос в селе Урюм Тетюшского района в многодетной семье. Трудовая биография семьи Сумбаевых началась в 1971 году. Первым на сборочное производство шинного завода устроился старший брат Виктор. 1 сентября 1972 года - сам Павел. За ними последовали младший брат Петр и другие родственники. В феврале 1973 года Павла Федоровича направили стажироваться на Волжский шинный завод. Пройдя аттеста¬цию и получив восьмой разряд сборщика, Сумбаев вернулся на родное предприятие. Через некоторое время его вновь отправили набираться опыта уже на Красноярский шинный завод, там он проработал до весны 1975 года. В двадцатипятилетнем возрасте Павла забрали в армию, он служил наводчиком артиллерийской системы залпового огня «Град» в Чехословакии. Демобилизовавшись в 1977 году, вернулся на завод, в родной цех. Сборочный станок ЯМО-325 стал местом работы П.Сумбаева, на котором он больше четверти века собирает покрышки большого размера. За 40 с небольшим лет трудовой деятельности Павел Федорович воспитал не одно поколение молодых сборщиков, ежегодно ему приходилось обучать по одному работнику. Новичков обычно ставили за сборочный станок ЯМО-325, работать на нем очень тяжело, однако сразу было понятно: кто выдержит, тот останется работать сборщиком. Павел Федорович универсальный работник, ему в совер-шенстве удалось освоить первую стадию сборки, грузовой поток. Трудился он перезаряд¬чиком и на второй стадии, а это – очень ответственная работа. Он прекрас¬ный вальцовщик и на протекторном участке. Вообщем, легкообучаемый, надежный рабочий, порой способный даже в ущерб своей зарплате заменить любого. Павел Федорович отличный семьянин. Со своей супругой Марией Сергеевной он познакомился на заводе в 1974 году. Маша работала закройщицей заготовительного участка сборочного цеха легковых шин. Случайное знакомство плавно перетекло в серьезные отношения, и в ноябре 1978 года влюбленные поженились. В счастливом браке у Сумбаевых родились две прекрасные дочери. Юлия работает адвокатом, Ирина - фармацевтом. Сегодня Павел Федорович и Мария Сергеевна не только любящие родители, но и заботливые дедушка и бабушка. Каждое лето у них гостят внуки. Зимой они обычно ездят в Альметьевск к сестре Марии Сергеевны. А каждый отпуск Сумбаевы навещают маму Павла Федоровича, которая живет в Тетюшах.

Делает дело быстро и умело

Сергея Николаевича Бузина, сборщика покрышек ОАО «Нижнекамскшина» и сейчас помнят его коллеги с других шинных заводов Советского Союза, состязавшиеся на Всесоюзных соревнованиях на звание лучшего сборщика. Окончив десятилетку в родном Мурманске, Сергей Николаевич призвался в армию, танковые войска под Ленинградом. После военной службы, в 1974 году поехал в Липецкую область. Трудился слесарем, трактористом, комбайнером. А когда в 1976 году услышал о строящемся нижнекамском шинном заводе, отправился в Татарскую АССР. Хотел устроиться слесарем, но Виктор Андреевич Меркулов, тогда начальник сборочного цеха №1 НШЗ предложил попробовать себя в профессии сборщика. Сергей согласился. Первый учитель и наставник - Геннадий Игнатьевич Маркин. Работая рядом с опытным сборщиком, Сергей Бузин быстро освоил премудрости шинного производства. И уже с первых месяцев работы выполнял сменную норму быстро и умело. За 36-летнюю трудовую деятельность руководство неоднократно направляло Сергея Николаевича на конкурсы профессионального мастерства. Он собирал шины в Воронеже, Днепропетровске. А в 1986 году такое состязание прошло и на родном заводе. Сергей Бузин стал тогда лучшим сборщиком легковых покрышек в стране. В том же году на НШЗ начали устанавливать итальянские станки и опытного наставника молодежи объеди¬нения, отправили в двухмесячную командировку в Италию. Стажировка проходила на шинных заводах Милана, Рима и Турина.
Сергей Николаевич женат, его спутница жизни работает фармацевтом. Девятнадца¬тилетний сын сейчас проходит практику технолога-пищевика в ООО «Комбинат питания «Шинник» и намеревается продолжить учебу в институте экономики, управления и права.
Сергею Бузину почти 60, из них 26 лет он работает за одним и тем же станком, собирает покрышки размера 135/80 R12. Заслуженный сборщик убежден, что работу надо выбирать по душе и любить ее так, чтобы отдавать ей всего себя, только так можно достичь мастерства в профессии. За эти годы он собрал около двух миллионов шин, казалось бы, о себе дает знать многолетняя усталость, но нет! Каждый день сборщик Сергей Николаевич Бузин идет на работу, как на праздник!

"Высший пилотаж" Александра Радушкина

«Высший пилотаж» Александра Радушкина
Как из песни слов не выкинешь, так и имена лучших работников навсегда войдут в историю «Нижнекамскшины» как свидетельство прошлых лет и трудовой рабочей чести. Заглавными буквами в летопись предприятия вписано и имя Александра Александровича Радушкина, который за свою богатую трудовую биографию свулканизовал более 2-х миллионов отличных покрышек!
Он пришел устраиваться на завод совсем еще молодым парнем – за плечами была крепкая рабочая специальность электромонтера и служба в морфлоте. Но шинное производство в первую очередь нуждалось в сборщиках и вулканизаторщиках. И Александра, учитывая его великолепную физическую подготовку, начальник отдела кадров определил в «горячий» цех ЗМШ. Учить уму-разуму молодого рабочего взялся опытный наставник Евгений Андреев. Первый практический урок, который преподал ему Евгений Петрович, Сан Саныч помнит до сих пор: с характерным шипением, расточая в стороны клубы горячего пара, часть пресс-формы медленно поднимается вверх, и его взору предстает матово-черная, с выпрессовками по бортам, легковая шина. Через три месяца стажировки он стал полноправным членом коллектива смены «Г» цеха вулканизации №1. Вулканизаторщиком в одночасье не становятся, не зря людей этой профессии, как и сборщиков, называют рабочей элитой. Ну, а если ты достиг определенного мастерства, добился успеха и признания, то ничего менять в своей жизни не захочешь, уж очень эта работа затягивает. Так случилось и с Александром Александровичем. Вот уже 31 год, изо дня в день, спеша на смену, проходит он через завод¬скую проходную, что «вывела в люди» тысячи таких же, как он, рабочих шинного комплекса. «Высший пилотаж» мастерства вулканизаторщика А.Радушкин неоднократно демонстрировал на конкурсах профмастерства. Сколько их было за эти годы, он и не упомнит. Но то, что каждое профессиональное состязание приносило ему призовое место и поднимало рабочий престиж, подтвердит каждый старожил цеха. Александр Александрович ни разу не пожалел, что жизнь сложилась именно так. На заводе он получил квартиру, удостоился Почетной грамоты Республики Татарстан, медали «В память 1000-летия Казани», стал заслуженным химиком РТ, а главное - приобрел уважение, которое, как ни крути, выше всех наград.

Лишь единомышленникам обеспечен успех дела

Виктор Андреевич Меркулов на Нижнекамском шинном заводе начал работать с 14 апреля 1972 года начальником сборочного цеха № 1. И руководил им больше 23 лет - до 1 октября 1995 года. Затем около 10 лет был заместителем директора ЗГШ по кадрам и быту. Его любовь к химии зародилась еще в школе благодаря увлекательным занятиям, проводимым не менее интересным преподавателем. Именно привитая на уроках тяга к знаниям в области этой науки привела Виктора Андреевича в Воронежский нефтехимический техникум, а в 1959 году – и на Воронежский шинный завод. К слову, сюда же спустя год устроился и Николай Яковлевич Кадыров (бывший директор ЗМШ, ЗГШ «Нижнекамскшины»), с которым у В. Меркулова сложились крепкие дружеские отношения.
Свою карьеру В. Меркулов начал с «низов»: первая запись в трудовой книжке – «вулканизаторщик автокамер». Затем работал мастером, а в 22 года возглавил смену. В 25 лет Виктору Андреевичу доверили руководить экспериментальным участком, где предстояло осваивать производство легковых шин. Задача не из легких – нужно было набирать коллектив и создавать команду единомышленников, душой болеющих за новое производство и идущих к цели на¬перекор всем трудностям. Ему удалось осилить и этот фронт работы. Дела ладились, участок под его руководством успешно освоил выпуск «легковушек».
Наверное, так и работал бы Виктор Андреевич в Воронеже. Да пошли по заводу разговоры о том, что в Татарии собираются строить шинный завод, во многом превосходящий старые предприятия. Однажды подошел к В.Меркулову начальник производства Н.Зеленов, который в то время был назначен директором строящегося завода, и говорит: «Поехали вместе. В Нижнекамске легковую сборку возглавишь». И уговорил дать «честное слово», что поедет.
Покидать насиженное место и срываться в неизведанные края всегда нелегко. И все же новое, неизведанное его влекло. Посоветовался с женой – она не возражала.
- В марте 1972 года в Нижнекамск с Барнаульского шинного завода приехал Виталий Семенович Балдин, известный у нас 50-летним стажем шинника, - вспоминает Виктор Андреевич, - а через месяц после него, откликнувшись на вызов Зеленова, «прикатил» я из Воронежа. Было мне тогда 32. Так и собирались специалисты со всех уголков страны. На Нижнекамском шинном заводе перед молодым начальником сборочного цеха № 1 стояла новая задача: освоение оборудования. И вновь Виктору Андреевичу пришлось заняться кадровым вопросом: лично подбирать рабочих, мастеров. Он знал возможности каждого из «подопечных». Новое оборудование поручал пускать лишь самым умелым. Виктор Меркулов вместе с партийным и комсо¬мольским активом организовывал комсомольско-молодежные смены и соревнование между ними. А уже через два года цех и весь завод отмечали большой праздник – выпуск первой нижнекамской автопокрышки. - Помню, в 1975 году подсчитал, - улыбается Виктор Андреевич, - в коллективе цеха, состо¬ящего из 1060 человек, средний возраст работника был 21,5 лет. Да и текучести кадров в цехе почти не было – где-то 2 процента. Моло¬дой руководитель с пониманием относился к потребностям своих подчиненных и заботился об их профессиональном и карьерном росте.
- Хорошие кадры за это время выросли, – с удовлетворением говорит Виктор Андреевич. – Многие мастера, начальники смен начинали с рабочих. А это лучшая школа для будущего руководителя. В 1977 году коллектив завода праздновал новую победу – полное освоение проектных мощностей. Все участники досрочного освоения были отмечены наградами. Виктору Андреевичу Меркулову был вручен орден Трудового Красного Знамени. С пуском основного оборудования счет легковым автопокрышкам пошел на миллионы. По случаю Дня химика и 10-летия со дня выпуска первой продукции В.Меркулову было присвоено почетное звание «Ветеран труда объединения» с вручением нагрудного знака. Сборочный цех № 1 ЗМШ всегда отличался высокой производительностью, а выпускаемая продукция – безукоризненным качеством. Именно в этом цехе трудился такой известный на заводе сборщик, как Владимир Зайцев, который досрочно перевыполнял сменные задания, планы пятилеток. За трудовые успехи коллектива цеха, перевыполнение плана пятилетки на 500 тысяч штук шин в 1986 году В.Меркулов был удостоен второго ордена Трудового Красного Знамени. Супруга Виктора Андреевича, Мария Павловна, с 1972 по 1998 год тоже работала на Нижнекамском шинном заводе, в отделе рекламации. Сын Андрей, подаривший родителям внучку, работает машинистом каландра в ОАО «Нижнекамскшина». Дочь, окончив Воронежский юридический институт, осталась жить на родине Меркуловых. - Каждый год в августе-сентябре, как только уберем на огороде урожай, едем к ней, - говорит Виктор Андреевич. – Месяц у нее гостим, другой – в доме родителей жены, что в ста километрах от Воронежа. Мария Павловна мечтает переехать туда насовсем, но я за 41 год привык к Нижнекамску… Скучаю по заводу, коллегам. Был недавно на предприятии, поразился приятным изменениям. Какое оборудование, какие столовые! Условия для работы и отдыха стали хорошие. Вот и «бытовки» начали ремонтировать. Ни разу не пожалел, что в Нижнекамск приехал. Интересная работа была. Молодым шинникам желаю гордиться своим заводом, как гордимся им мы, а для этого нужно работать, работать и еще раз работать… О Викторе Андреевиче Меркулове ветераны шинного комплекса отзываются очень тепло, с уважением: умный, добрый, скромный, отзывчивый. Таким, наверное, и должен быть настоящий руководитель, которого никогда не хочется подводить.

Жить по совести, работать на совесть!

Николай Андреевич Моисеев - один из тех, кто честно отдал долг Отчизне, отслужив положенный срок на Северном флоте, для кого слова «жить по совести, работать на совесть» не пустой звук, а девиз всей жизни, кто своим героическим трудом создавал славу «Нижнекамскшины».
Босоногое детство и комсомольская юность известного сборщика покрышек - ныне ветерана шинного производства Николая Моисеева прошли в деревеньке Малое Фролово. Его мама всю войну и послевоенные годы проработала то трактористкой, то овцеводом и за достижение высоких результатов в производстве, развитии и укреплении экономики колхоза была удостоена звания «Почетный колхозник».
Наш герой окончил школу с серебряной медалью и мечтал о карьере военного, но ему была уготована иная судьба. После армии нужно было устраивать свою жизнь, и случай привел его учеником сборщика на ЗМШ.
Свои рабочие университеты Николай Моисеев начал со сборки сельскохозяйственных покрышек. На первый взгляд собирать покрышки - не алмазы шлифовать, какие тут могут быть тонкости? Надевай на барабан браслет за браслетом, сверху протектор - и шина готова. Однако есть тут свои особые хитрости. Резина - материал сложный и коварный, но если ученик толковый и трудолюбивый, то обязательно познает все эти премудрости.
Первое время даже вне работы Моисеев мысленно представлял перед собой сборочный станок. Бывало, едет в автобусе, закроет глаза - и «собирает» покрышки. Такая «тренировка» принесла свои плоды: он перестал бояться станка и уже совсем скоро начал самостоятельно собирать шины для сельхозмашин, а потом и «трехсотки» для «Икарусов» и пушечных лафетов. Тогда Николай и мечтать не мог о том, что со временем будет работать быстрее и лучше других, что трудовая слава его облетит всю страну. Заветным желанием парня было выполнить норму. А если сильно захотеть - обязательно получится. Со временем Моисеев стал не только выполнять, но и перевыполнять задания.
В 1979 на ЗМШ началась реорганизация, и Тамара Полубаринова, возглавившая новое производство легковых радиальных шин, взяла его к себе на третью сборку. Через год Николай возглавил комплексную бригаду и вывел ее в передовые.
Первый громкий успех пришел к Николаю Андреевичу в 80-е годы. Тогда он первым на ЗМШ и в шинной промышленности страны выполнил XI пятилетку за 2 года и 8 месяцев. По такому случаю на заводе состоялся митинг, и виновнику торжества вручили цветной телевизор «Горизонт».
Справедливости ради надо сказать, что на «сборке» трудилось много передовиков. И все-таки у Николая Андреевича был свой «почерк», особый талант рабочего. То ли руки у него были золотые, то ли сноровка особенная, то ли сил больше, чем у других... Не припомнят в цехе случая, чтобы по вине Моисеева с конвейера сошла бракованная покрышка. А он за свою рабочую биографию собрал их более 350 тысяч, один «обул» свыше 60 тысяч автомобилей!
Николай Андреевич не держал своих секретов при себе. Несколько десятков новичков обучил он мастерству сборщика покрышек, более сотен молодых рабочих переняли его передовой опыт. 1989 год принес Н.Моисееву еще одно громкое признание. За досрочное выполнение 5-летнего задания он удостоился звания лауреата Государс¬твенной премии СССР.
Николай Андреевич никогда не считал полученные им награды и почетные звания. А их за годы работы на «Нижнекамскшине» набралось немало. Помимо звания лауреатов Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, он отмечен орденом Дружбы народов, Почетными грамотами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Миннефтехимпрома СССР. Его имя занесено в Книгу почета ПО «Нижнекамскшина». Свои многочисленные награды и звания Н.Моисеев считает не личной заслугой, а достижением всей бригады.
Выдающийся рабочий, в трудовой книжке которого содержится единственная запись о месте работы: «Завод массовых шин ОАО «Нижнекамскшина», - был окружен неким ореолом успеха и счастья, но не загордился, а все с таким же трудовым подъемом продолжал работать на ЗМШ вплоть до 2010 года.
Характер Моисеева можно сравнить со стойким железом, которое выдерживает все удары судьбы, не гнется, не ломается, не ржавеет – характер настоящего мужчины! А каждый настоящий мужчина по завету мудрых предков должен в своей жизни построить дом, посадить дерево и вырастить сына, - так вот Николай Адреевич выполнил этот завет сполна.

История ветерана ОАО "Нижнекамскшина" Ангелины Николаевны Новиковой

Счастлив тот человек, для которого однажды выбранное дело становится смыслом всей жизни. Почти 40 лет проработала А.Новикова в метрологической службе предприятия, которое стало для нее и родным домом, и любимой работой, и дало бесценный опыт.
Инженерами-метрологами, как и героями, не рождаются. Основные постулаты науки об измерениях и методах обеспечения их единства Ангелина Николаевна познала, учась в Кунгурском автомеханическом техникуме на отделении «Монтаж и наладка систем контроля автоматики». Но понимание того, что профессия метролога – ее призвание, пришло позже.
В мае 1972 года она устроилась работать инженером в бюро по метрологии, входившее в состав отдела механизации и автоматизации ЗМШ, а параллельно с усердием грызла гранит науки на вечернем отделении НХТИ. В то время на заводе полным ходом шло становление метрологической службы, которую возглавлял Петр Алексеевич Кушнир. И хотя шинное производство еще только готовилось к пуску, работы у метрологов хватало.
Удивительная вещь – человеческая память. Она бережно хранит события, давность которых исчисляется несколькими десятилетиями. Ангелина Николаевна хорошо помнит апрельский день 1973 года, когда на ЗМШ была получена первая продукция. С самого утра на автокамерном участке царило радостное оживление. Торжественность момента подчеркивало присутствие руководства завода во главе с Николаем Александровичем Зеленовым. Когда на последнем этапе технологического процесса вулканизаторщик достала из пресс-формы камеру и, придирчиво осмотрев ее, заключила: «Чисто сработано!», лица всех присутствующих озарились радостными улыбками. Первую камеру, словно драгоценную вазу, стали бережно передавать из рук в руки...
Инженер-метролог должен не только иметь хорошую профессиональную подготовку, но и обладать определенным набором личностных качеств. Нужно быть очень внимательным и хорошо разбираться в средствах измерения, знать тонкости профессии до самой маленькой детали.
- Самое главное в нашей работе - это постоянная учеба, - считает Ангелина Николаевна. - На производстве идет непрерывный процесс модернизации и обновления оборудования, поэтому один раз в 2-3 года мы проходили обучение на курсах повышения квалификации по каждому виду измерений. Помню, когда я только пришла работать на шинный завод, парк измерительных приборов был совсем другой. Если сравнить с современными аналогами, то это как телега и автомобиль. Так что без повышения знаний было не обойтись. С внедрением Системы менеджмента качес¬тва ИСО 9001 меня назначили руководителем группы развития процесса управления устройствами для мониторинга и измерения. А.Новикова нисколько не жалеет о том, что всю жизнь проработала на одном предприятии. Она никогда не гналась за наградами и поощрениями, хотя, будучи ведущим инженером, начальником бюро по метрологии, находилась под постоянным прессом ответственности. За 39 лет ни разу не допустила оплошности, потому что трудилась на совесть, гордилась своей профессией и считала ее почетной. Ну а слава сама нашла Ангелину Николаевну. Ее трудовая книжка испещрена записями о грамотах, благодарностях, премиях за добросовестный труд. Но самая дорогая сердцу награда – присвоение звания «Лучший метролог Республики Татарстан» с занесением на Доску почета Казанского центра стандартизации, метрологии и сертификации.
Счастлив тот человек, для которого однажды выбранное дело становится смыслом всей жизни. История ветерана ОАО «Нижнекамскшина» Ангелины Николаевны Новиковой - пример 100-процентного попадания в профессию. Почти 40 лет проработала она в метрологической службе предприятия, которое стало для нее и родным домом, и любимой работой, и дало бесценный опыт.